Память и боль белорусской земли

Геноцид белорусского народа

развернуть

Поисково-исследовательская работа

развернуть

В учреждении организована поисково-исследовательская работа по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войны. На основании списка, выявленного в ходе проработки информации из раздела «Партызаны, падпольшчыкі, асобы, якія садзейнічалі партызанскаму руху і падполлю, члены іх сем'яў і мірныя жыхары – ахвяры фашысцкага тэрору» историко-документальной книги «Память. Сморгонский район» ведётся работа по установлению захоронений:

- Ковяза Анатолий Игнатьевич (1926 г.р.), погиб в июне 1944, место захоронения д.Рудня;

- Козел Василий Сидорович (1927 г.р.), погиб в июне 1944 года, захоронен в д.Рудня.

Место захоронения Кардэль Марии Валентиновны 1920 г.р., которая погибла в 1943 году участники клуба «Поиск» нашли на кладбище в д.Гориденяты.

свернуть

Подвиг

развернуть

В жизни всегда есть место подвигу.

   Подвиг - доблестное, важное по своему значению действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях.

   Подвиг - это, когда человек, жертвуя своей жизнью, спасает других.

   Подвиг - это когда чувство любви к Родине, семье и просто дорогим людям, заглушает в тебе чувство страха, боли и мысли о смерти и толкает тебя на смелые поступки, при этом не задумываясь о последствиях, которые могут случиться с тобой!

   19 мая 2021 года майор Андрей Ничипорчик вместе со своим подчиненным летчиком лейтенантом Никитой Куконенко выполняли над городом учебно-тренировочный полёт. Экипаж Як-130 обнаружил техническую неисправность. Их машина резко пошла вниз, и её начало крутить. Были моменты, когда самолёт возобновлял на секунду управление, но потом пилоты снова теряли контроль над ситуацией. Диспетчер несколько раз говорил пилотам катапультироваться. Пилоты стремились увести самолёт от населённого пункта и, убедившись, что траектория падения находится вне жилых домов, лётчики попытались катапультироваться, однако из-за недостаточной высоты они погибли.

   24 ноября 2021 года указом президента Республики Беларусь посмертно обоим лётчикам присвоено звание «Герой Беларуси»

   17 декабря 2021 года Президент Республики Беларусь вручил награды близким погибших офицеров.

  Ранее подобный подвиг был совершён в 1996 году.

   Влади́мир Никола́евич Карва́т— военный лётчик 1-го классаподполковник, начальник воздушно-огневой подготовки 61-й авиабазы, дислоцированной в г. Барановичи. Погиб 23 мая 1996 года при выполнении учебно-тренировочного полёта, отведя падающий самолёт от населённого пункта. 21 ноября 1996 года посмертно награждён званием «Герой Беларуси». Это был первый человек в суверенной Беларуси, получивший такую высокую награду.

   Необходимо отметить ещё один героический поступок.

 Ученик 7 класса Занарочской средней школы Роман Когодовский (12 лет), спасший во время пожара своего младшего брата, награжден орденом "За личное мужество", такой указ подписал президент Беларуси Александр Лукашенко.

 Пожар в деревне Сидоровичи Мядельского района случился вечером 28 апреля. Рома Когодовский был дома с полуторагодовалым братиком Ваней. Средний брат, Миша, пошел в гости к другу. Глава семьи поехал забирать жену с работы. То, что дом горит, заметили соседи, вызвали МЧС. Когда один из них подбежал к дому, увидел обожженного и окровавленного Рому, который держал на руках брата. Мальчик отдал малыша соседу и упал.

   Романа отвезли сначала в Мядельскую районную больницу, на следующий день на вертолете переправили в Минск, в Республиканский ожоговый центр. У него было обожжено 50 процентов тела, была диагностирована тяжелая термоингаляционная травма – это значит, что горячим дымом ему обожгло и легкие. Кроме того, на теле Ромы были сильные порезы – ему пришлось разбить окно в кухне. Там был «глухой» стеклопакет, окно не открывалось.

   Роман Когодовский пять месяцев проходил реабилитацию и перенес больше 20 операций по пересадке кожи. Его лечили лучшие медики страны. 

  2 ноября 2021 года Президент Республики Беларусь лично вручил орден «За личное мужество» Роману Когодовскому.

Не все способны совершить героический поступок. Но белорусский народ на протяжение веков показал, что героизм лежит в основе нашей нации. В истории сотни примеров, когда белорусы, жертвуя своей жизнью, шли на помощь другим и память о них хранится в наших сердцах.

свернуть

Экскурсия «Нам дороги эти позабыть нельзя»

развернуть

Из опыта работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию Субботенко В.П.

Государственное учреждение образования «Жодишковская средняя школа»

 

Цель: совершенствование системы патриотического воспитания

учащейся молодежи посредством вовлечения их в   поисковую, исследовательскую, экскурсионную деятельность.

 

Задачи: содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма на примере подвигов героев, защищающих Отечество;

сохранение исторической памяти и наследие страны о событиях Великой Отечественной войны через организацию экскурсионной деятельности.

 

Ход экскурсии

  • На территории Сморгонского района более 70 памятников и обелисков увековечения памяти воинов, партизан, погибших в годы Великой Отечественной войны, и мирных жителей. Из них 55 – символические памятники, 16 – захоронения.
  • В 1941 – 1945 годах погибли и пропали без вести 872 жителя района и свыше ста жителей Сморгони.
  • Фашисты почти полностью сожгли 13 деревень, которые в послевоенное время восстановлены.
  • За три года оккупации было уничтожено 4454 мирных жителей Сморгонского района.

 

1.     аг. Жодишки. Символический памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Открыт в 1977г. На фронтах погибли 6 человек. 21 марта 2022 года ушёл из жизни последний участник великой Отечественной войны, проживавший в Жодишках Гражуль Вацлав Брониславович.

2.     д. Расло Символический памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Открыт в 1967г. С войны не вернулось 5 человек.

3.     д. Сосновка Символический памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Открыт в 1967г. С фронта не вернулись 3 чел.

4.     Памятник освободителям «Переправа». Сооружён в 1976г. Именно на этом месте происходили главные события по освобождению города Сморгонь.

5.     Мемориальный знак о лагере военнопленных и братская могила. Установлен в 1992г.

Лагерь военнопленных функционировал на территории современного ТМО с 1941 по 1943г. Всего в нём содержалось около 1000 чел. Пленные ремонтировали дороги, чистили зимой снег. Погибших узников хоронили на территории лагеря. В 1945 году была вскрыта самая большая братская могила. В ней были обнаружены останки 320 человек. Останки погибших похоронены в братской могиле.

6.     Мемориальная доска в память жертв Сморгонского гетто в годы Великой Отечественной войны. Установлена в 1995 году.

Перед войной подавляющее большинство евреев Сморгонского района проживало в Сморгони, Крево и Солах. По данным переписи в Сморгони насчитывалось 2017 евреев (из 5138 жителей города), в Жодишковском сельсовете – 19, в Войстомском – 29, Донюшовском – 27, Залесском – 12, Кревском – 219, Понизовском – 13, Сольском – 789 человек.

За время оккупации практически все евреи Сморгонского района были уничтожены.

7.     Мемориальная доска в память воинских соединений, принимавших участие в освобождении города и района от немецко-фашистских захватчиков. Установлена в 1967г.

8.     Братская могила советских воинов и партизан, памятник землякам. Памятник и мемориал были сооружены в 1966г.

Братская могила, которая расположена в самом центре города – это самое крупное захоронение солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны в Сморгонском районе. В центре братской могилы установлен четырёхгранный обелиск, облицованный гранитом. На гранитной плите установлена скульптура солдата, которая символизирует мужество и героизм советских людей. Рядом с братской могилой установлены 14 плит, на которых записано число погибших в каждом сельсовете района. В 2007 году Постановлением Министерства культуры данной братской могиле был присвоен статус историко-культурной ценности.

В братской могиле захоронено 359 человек: 87 известных и 272 неизвестных воина, в том числе 354 военнослужащих и 5 участников сопротивления. Сморгонь бала освобождена 4 июля 1944 года. Потерь при освобождении города было немного. Основные потери части Красной Армии понесли 5 июля 1944г. в результате многочисленных налётов вражеской авиации и бомбардировке города.

9.     Памятный знак на месте гибели партизан отряда им. Фрунзе Анатолия Ковязы и Василия Козела. Установлен в 1984г. (район Силикатного завода).

26.06.1944г. молодые партизаны получили задание подорвать фашистский эшелон. Вася Козел родом с деревни Рудня, Толя Ковязо – с деревни Ордея. Им было по 17 лет. Но подойти у железной дороге было очень трудно – почти беспрерывно по шоссе двигалась немецкая техника, мотоциклисты, пехота. Отступая, немцы очень внимательно следили за железнодорожными путями, местами подходы к рельсам были заминированы. Группа партизан залегла в засаде, прикрывая ребят. Они преодолели шоссе и поползли к путям. И вдруг – взрыв: возможно юные партизаны напоролись на немецкую мину, то ли взорвалась своя, самодельная. Так погибли юные комсомольцы-партизаны.

10.                         Дер. Белая. Памятный знак жертвам I и II мировых войн. Памятник установлен в 2001 году в память жертвам Первой и Второй мировых войн в д. Белая, где во время Первой мировой войны 19 июня 1916 года на сморгонском участке фронта на позиции 26-го армейского корпуса впервые была применена газовая атака. 

 
свернуть

Политика геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны

развернуть

Методические рекомендации по освещению политики геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны

развернуть

Методические рекомендации по освещению политики геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны
с использованием информационно-аналитических материалов
и документов по расследованию уголовного дела,
представленных Генеральной прокуратурой Республики Беларусь

 

Формирование исторической памяти молодого поколения – одна из важнейших задач, которые сегодня стоят перед системой образования Республики Беларусь. Решение этой задачи неразрывно связано с гражданско-патриотическим воспитанием учащейся молодежи на основе исторических традиций и традиционных ценностей современной белорусской нации. Принятие в 2022 г. Закона Республики Беларусь
«О геноциде белорусского народа» и редакция названия памятной даты
22 июня как Дня всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа актуализировали формирование собственно белорусского образа исторического прошлого в рамках определения концептуальных основ государственной исторической политики и ее реализации. Инновационной характеристикой историко-обществоведческого образования на современном этапе можно считать дидактическое конструирование его содержания с учетом освещения темы геноцида белорусского народа как компонента белорусской национальной концепции исторического прошлого и белорусской модели исторической памяти.

В связи с этим в учреждениях общего среднего образования необходимо провести работу по ознакомлению обучающихся с Законом Республики Беларусь № 146-З от 5 января 2022 г. «О геноциде белорусского народа». Целесообразно использовать учебные занятия по учебному предмету «История Беларуси» (IX, XI классы), а также внеурочные мероприятия.

Обращаем внимание на то, что в рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период Генеральной прокуратурой Республики Беларусь подготовлены информационно-аналитические материалы (Геноцид белорусского народа = Genocide of the Belarusian people: информационно-аналитические материалы и документы / Генеральная прокуратура Республики Беларусь ; под общей редакцией А. И. Шведа. – Минск : Беларусь, 2022. – 175 с.). Книга размещена на национальном образовательном портале (https://adu.by/images/2022/08/Genocide-belorusskogo-naroda.pdf).

Необходимо отметить, что актуальными направлениями использования в образовательном процессе информационно-аналитических материалов и документов по расследованию уголовного дела о геноциде белорусского народа во время Великой Отечественной войны являются следующие:

концептуально-методологическое, связанное с усвоением учащимися концепта «геноцид белорусского народа» при системном и комплексном изучении учебного предмета «История Беларуси»;

государственно-идеологическое, предполагающее ознакомление с сущностью государственной исторической политики в Республике Беларусь и основными направлениями ее реализации в условиях современных геополитических практик и фальсификаций событий Великой Отечественной войны в процессе информационной гибридной войны, связанных с попытками реабилитации нацизма;

воспитательно-мировоззренческое, ориентированное на формирование у обучающихся коллективной исторической памяти как гражданско-патриотического качества личности в рамках реализации Государственной программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь;

национально-идентификационное, требующее актуализации в осознании современной учащейся молодежи национально-государственных идентификационных маркеров принадлежности как граждан Республики Беларусь к современной белорусской нации, одним из определяющих признаков которой в рамках реализации исторической преемственности является геноцид белорусского народа;

инструментально-дидактическое, обеспечивающее учебно-методическое сопровождение образовательной деятельности по трансляции тематики геноцида белорусского народа при создании соответствующих учебно-методических комплексов с учетом активизации современных психолого-педагогических средств и информационно-коммуникационных технологий;

историко-мемориальное, актуализирующее проблематику геноцида белорусского народа в предметном содержании школьного исторического образования как фактора консолидации современного белорусского общества при создании собственно белорусского образа Великой Отечественной войны (в контексте Второй мировой войны) в процессе трансляции исторической памяти.

Изучение и использование материалов в образовательном процессе призвано помочь обучающимся в понимании ключевых проявлений политики геноцида. Знакомство с историей преступлений против человечности должно привести обучающихся к осознанию своей ответственности как граждан за предотвращение распространения идей нацизма.

Педагогу необходимо учитывать, что материалы отражают самые трагические страницы истории Великой Отечественной войны. Важно понимать, что подробное изучение истории преступлений нацистов и их пособников против мирного населения на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны способствует глубокому осмыслению комплексного характера геноцида, что, в свою очередь, способствует пониманию необходимости предотвращения подобных явлений в мире.

Педагогу рекомендуется сосредоточить внимание на различных формах разрушительной политики, проводимой нацистами и их пособниками, и обеспечить дополнение информации о значимости региональной истории, связанной с геноцидом, информацией об основных событиях, датах, местах и существующих памятниках, связанных с геноцидом мирного населения на оккупированной территории Беларуси. Изучение данной темы требует деликатности и осознания сложного характера вопроса, рекомендуется тщательно подбирать письменные и наглядные материалы.

Значительный вклад в понимание истории преступлений нацистов и их пособников против мирного населения в годы Великой Отечественной войны способны внести свидетельства оставшихся в живых очевидцев. Их можно пригласить или использовать аудио-, видеозаписи их воспоминаний.

В содержании ряда учебных предметов заложен потенциал по формированию у учащихся правильной нравственной и общественно-политической позиции по отношению к событиям и итогам Второй мировой войны, фундаментальных ценностей общества, сохранению исторической памяти. Представленные информационно-аналитические материалы необходимо использовать как на уроках, так и во внеурочной работе.

В частности, при изучении учебного предмета «История Беларуси» информационно-аналитические материалы по освещению политики геноцида белорусского народа, предоставленные Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, целесообразно использовать в IX классе при изучении темы «Германский оккупационный режим на территории Беларуси в 1941–1944 гг.».

Использование информационно-аналитических материалов и документов о геноциде белорусского народа на уровне базового образования предполагает событийно-хронологическое ознакомление обучающихся в IX классе с темой геноцида в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории Беларуси, а также систематизацию соответствующих представлений и знаний с учетом активизации эмотивности личности и содержательной межпредметности. Особое внимание уделяется судьбам детей, которые стали жертвами войны, в том числе были насильственно угнаны на принудительные работы.

Понятие «геноцид» целесообразно пояснять в соответствии с содержанием данной темы и историческим словарем в учебном пособии: геноцид – уничтожение определенных групп населения по расовым, национальным, религиозным признакам.

Для визуализации учебного материала о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны рекомендуется использовать в образовательном процессе на II ступени общего среднего образования мультимедиапрезентацию (размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ru/393-pedagogam/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside/6221-informatsionno-analiticheskie-materialy-generalnoj-prokuratury-respubliki-belarus-o-rassledovanii-ugolovnogo-dela-o-genotside-belorusskogo-naroda-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html), в которой использованы следующие фотодокументы:

«Судебные процессы над военными преступниками» (Нюрнбергский процесс над военными преступниками. 20 ноября 1945 г.; немецкие военные преступники, обвиняемые Военным трибуналом Минского военного округа по делу о злодеяниях, совершенных на территории БССР в годы Великой Отечественной войны, на судебном процессе в Минском окружном Доме офицеров (15 января 1946 г.); обвиняемый – бывший заместитель начальника лагеря военнопленных № 131 Лангут Карл Макс во время допроса на судебном заседании Военного трибунала Минского военного округа в Минском окружном Доме офицеров (15-29 января 1946 г.));

«Экономические, политические и социальные проявления оккупационного режима (отправка населения в Германию, угон скота, проверка патрулями документов)» (немецкие оккупанты угоняют скот у сельчан (1943 г.); крестьяне молотят зерно под контролем немецких солдат (1943 г.); оккупационные власти отправляют на работу в Германию гражданское население. 1943–1944 гг.; солдаты войск СС сопровождают машины с жителями г. Могилева перед отправкой в Германию. 1943 г.; молодежь прощается с родными перед отправкой в Германию на железнодорожной станции в Бобруйске (1944 г.)).

При использовании мультимедиапрезентации целесообразно представить мемориальный комплекс «Детям – жертвам войны» как место трагедии белорусских детей – остарбайтеров. Учащимся необходимо предложить прочитать и осмыслить содержание открытого письма жительницы белорусского поселка Шумилино Зинаиды Лишаковой, которая в 1943 г., будучи подростком, попала в лагерь смерти Освенцим.

В завершение можно показать мемориальный комплекс «Тростенец» как место европейской и национальной исторической памяти и символ белорусско-германского взаимного примирения, что актуализируется выдержкой из текста посольства Республики Беларусь в ФРГ: «Беларусь в годы Второй мировой войны на своей территории пережила фактически два геноцида: холокост белорусских евреев и геноцид белорусов как составляющей восточных славян».

Обращаем внимание на то, что необходимо довести до учащихся информацию, что мемориальный комплекс «Хатынь» получил статус Всебелорусской молодежной стройки в рамках его реставрации. С такой инициативой к главе государства обратились представители Белорусского республиканского союза молодежи во время обращения Президента с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию в январе 2022 г. Строительство музея на территории мемориального комплекса и реставрационные работы Президент поручил завершить в сжатые сроки – к 80-летию Хатынской трагедии (к марту 2023 г.).

Изучение политики геноцида белорусского народа в старших классах направлено на расширение и углубление знаний, полученных учащимися в базовой школе. В процессе обучения необходимо вести с учащимися систематическую работу по овладению навыками работы с историческими источниками. С этой целью рекомендуется шире использовать практические занятия. В ходе таких занятий учащиеся могут выполнять проблемные задания; обосновывать свои суждения, приводить доказательства, конструировать определения понятий, представлять текстовую информацию в виде таблицы, графиков; осуществлять поиск информации по заданной теме в источниках различного типа; участвовать в организации и проведении учебно-исследовательской работы, в проектной деятельности; овладевают основными видами публичных выступлений (сообщение, дискуссия) и т. д. В связи с этим на уроках истории в XI классе рекомендуется использовать различные формы организации учебных занятий: комбинированные и интегрированные уроки, лекции, конференции, круглые столы и др.

Изучение этой темы предусмотрено учебной программой по истории Беларуси для XI класса, отдельные аспекты этой темы могут быть рассмотрены на уроках по всемирной истории в XI классе.

В процессе изучения истории значительное место должна занять работа с документами. С целью углубления знаний учащихся, дифференциации и индивидуализации работы необходимо использовать материалы хрестоматии «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» (под науч. ред. академика А. А. Ковалени).

Работа с письменными источниками может проводиться на разных этапах урока. Разбор документа сопровождается комментированием во время аналитической беседы с классом, в процессе индивидуальной самостоятельной работы отдельных учащихся. По ходу разбора документа необходимо уточнить значение неизвестных терминов, рассказать об исторических личностях, которые приняли участие в его подготовке или упомянуты в нем. Основное место в работе с документами целесообразно отвести критическому анализу, интерпретации письменных текстов.

Помимо основных вопросов («Кто автор(-ы) документа?», «Когда он создан?», «Какие факты приведены в документе?»). Учащимся могут быть предложены вопросы и задания, помогающие раскрыть его содержание и определить личностное отношение учащихся к изучаемым событиям. Например, использовать оценочные вопросы, ориентированные на определение отношения обучающихся к теме урока, выявление их позиции в отношении к преступлениям нацистов и их пособников против мирного населения и военнопленных («Для чего необходимо сохранить и знать историческую правду о преступлениях нацистов в отношении мирного советского населения в годы Великой Отечественной войны?», «Почему необходимо изучать факты геноцида белорусского народа?», «Слышали ли вы о фактах геноцида от своих бабушек и дедушек?», «Как они оценивали эти события?»). Беседа, организованная с помощью таких вопросов, должна стимулировать творческую активность и искренность при выражении собственной позиции, формировать отторжение идеалов нацизма и осуждение их действий.

В процессе изучения темы геноцида следует обратить внимание на понятия «холокост», «гетто», «концентрационные лагеря», «карательные операции». Карательные операции проводились службами безопасности вермахта, подразделениями СС и полиции. В карательных операциях участвовали не только немецкие регулярные части, но и те, которые пошли на сотрудничество с оккупантами, изменники Родины белорусского, украинского, литовского, латышского происхождения. В связи с этим целесообразно рассмотреть также и понятие «коллаборационизм». Следует обратить внимание учащихся, что коллаборационизм был характерен для всех оккупированных стран.

Для визуализации учебного материала в образовательном процессе на III ступени общего среднего образования о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны рекомендуется использовать мультимедиапрезентацию (размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ru/393-pedagogam/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside/6221-informatsionno-analiticheskie-materialy-generalnoj-prokuratury-respubliki-belarus-o-rassledovanii-ugolovnogo-dela-o-genotside-belorusskogo-naroda-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html).

Использование документов о геноциде белорусского народа на учебных предметах «Беларуская літаратура», «Русская литература» и во внеучебной деятельности позволит «приблизить» учащихся к тем событиям, а также усилить эмоциональное восприятие художественных произведений, вызвать эмоциональный отклик. При изучении произведений о жертвах фашизма необходимо обращать внимание на трагический конфликт и понимание того, что насильственная смерть даже одного человека приобретает характер общенационального бедствия, последствия которого в полной мере ощутимы и сегодня.

При изучении таких произведений, как «Васількі» М. Лынькова, «Над апаленай вёскай» А. Кулешова, «Незагойная рана», «Знак бяды» В. Быкова, «Memento mori» Я. Брыля, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «Судьба человека» М. Шолохова, «Такая долгая гроза» С. Бартоховой, «Иван» В. Богомолова и других, на разных этапах урока целесообразно продемонстрировать фото- и видеодокументы, копии настоящих бумажных документов, свидетельствующих о геноциде белорусов и других народов. При этом важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также по возможности связь с той местностью, где расположено учреждение образования.

При изучении стихотворения «Над апаленай вёскай» А. Кулешова учащимся можно показать публичную кадастровую карту Республики Беларусь: map/nca/by/layers / слои / дополнительные слои / сожженные деревни. Важно отметить, что сведения для этой карты постоянно дополняются. Впечатляющей будет информация о том, что всего на территории современной Беларуси разрушено и сожжено более 9200 сел и деревень, 682 тысячи зданий, некоторые населенные пункты подвергались сожжению несколько раз.

В процессе изучения обзорных тем, посвященных развитию литературы в годы Великой Отечественной войны и послевоенного периода, при характеристике условий развития искусства слова необходимо обращаться к документальным материалам о геноциде белорусского народа. Например, демонстрация Акта об издевательствах и о расстреле детей Домачевского детского дома Брестской области БССР; рассказы о деятельности Особой бригады СС «Дирлевангер», зверствах в лагерях смерти «Тростенец», «Дрозды», «Шталаг 352 (Масюковщина)» («Лесной лагерь»), «Озаричи», «Колдычево», фактах насильственного угона белорусов на принудительные работы с опорой на уже имеющиеся знания учащихся из истории собственной семьи или семей близких родственников, знакомых позволят лучше понять причины интереса к теме войны на разных этапах развития русской и белорусской литератур, осознать прототипную основу многих произведений, посвященных этой теме.

В содержании учебных программ по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» при ознакомлении учащихся с фактами о потерях Беларуси в период Великой отечественной войны в V классе учителю рекомендовано использовать произведения искусства, представленные в сборнике «Геноцид белорусского народа»: мемориальный комплекс «Хатынь» (скульптура «Непокоренный человек»), мемориальный комплекс «Тростенец».

История военных событий средствами искусства предложена в IX классе. Так, в работе «Пленных ведут» А. Шибнёва передан эпизод борьбы партизан с фашистскими захватчиками. Защитникам Брестской крепости посвящена скульптурная композиция «Жажда», живописные полотна «Защитники Брестской крепости» П. Кривоногова и картина с одноименным названием И. Ахремчика. В скульптурной композиции «Монумент в честь матери-патриотки Куприяновой» запечатлен образ матери, провожающей своих сыновей на войну. Картина «Партизанская мадонна» М. Савицкого, не случайно написанная мастером в стилистике иконописи, стала символом трагедии советского народа в Великой Отечественной войне. Этот статус картины сохраняется и в настоящее время.   

Одним из наиболее скорбных произведений искусства, выражающих боль белорусского народа, является цикл М. Савицкого «Цифры на сердце». Каждая работа цикла («Свобода», «Эти выжили») – отдельная страница истории военного периода. Особое место в творчестве художника занимает тема детских судеб, искалеченных войной. Данная тема выделяется также в творчестве В. Турова (фильм «Я родом из детства», И. Добролюбова (фильм «Иван Макарович»). Художественную ценность фильмов белорусских режиссёров подтверждают звучащие в них песни «Враги сожгли родную хату», «Братские могилы». Радость и триумф белорусского народа многопланово отражены в композиции «Минск 3 июля 1944 года» В. Волкова.

Документы о геноциде белорусского народа могут быть использованы в проектной деятельности межпредметного характера. Приведем несколько примеров такого рода проектов.

Проект «Голоса сожженных деревень». Цель – формирование исторической памяти на основе углубленных знаний об историческом прошлом и анализе художественных произведений; формирование умений аккумулировать знания, полученные из различных источников и в разном виде. В ходе реализации проекта необходимо подобрать свидетельства очевидцев о фактах уничтожения жителей белорусских деревень, опубликованные в разных источниках, и сопоставить их с художественным воплощением в произведениях литературы. Результаты проекта могут быть оформлены в виде работы исследовательского характера; литературно-художественной композиции «Голоса сожженных деревень»; выпуска альманаха с одноименным названием; создания интерактивной карты, где будут отмечены сожженные населенные пункты и указаны художественные произведения, и др.

Проект «Имена моего города». Цель – углубление знаний о малой родине и развитие творческих способностей учащихся. В ходе реализации проекта учащиеся собирают сведения о героях Великой Отечественной войны, именами которых названы улицы города, в том числе о подпольщиках, партизанах, погибших от рук нацистов и предателей. На основе собранной информации и с учетом впечатлений, представлений о тех людях, их подвигах учащимся предлагается написать художественное или публицистическое произведение об этом человеке (рассказ, стихотворение, эссе). Результаты проекта могут быть представлены в виде сборника художественных произведений (в качестве иллюстраций может служить документальный материал, собранный в ходе проекта); литмонтажа «Имена моего города»; литературной конференции; тематической экспозиции и др.

Информационно-аналитические материалы и документы о геноциде белорусского народа используются не только при изучении учебных предметов в учреждениях общего среднего образования, но и могут быть включены в содержание воспитательных мероприятий духовно-нравственной, патриотической направленности, способствующих формированию у учащихся правильной нравственной и общественно-политической позиции по отношению к событиям и итогам Второй мировой войны, фундаментальных ценностей общества, сохранению исторической памяти белорусского народа.

Материалы, свидетельствующие о геноциде белорусского народа, рекомендуется использовать классными руководителями, педагогами-организаторами, руководителями по военно-патриотическому воспитанию, заместителями директоров по воспитательной работе в реализации воспитательной работы с учащимися.

Данные материалы будут востребованы:

при проведении мероприятий, посвященных памятной дате 22 июня как Дня всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа;  

проведении памятных мероприятий (митингов-реквиемов), посвященных трагическим событиям Великой Отечественной войны: сожжению деревень, карательным операциям, лагерям смерти и другим преступлениям против белорусского народа (годовщина трагической гибели жителей Хатыни, уничтоженных немецко-фашистскими захватчиками, 22 марта);

проведении классных и информационных часов с целью сохранения героического наследия и правды обо всех периодах жизни белорусского народа, в том числе и в Год исторической памяти;

организации «Уроков мужества», посвященных подвигу белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, проведении тематических «Уроков памяти», приуроченных к памятным датам о жертвах Великой Отечественной войны;

в рамках организации проектной деятельности учащихся по изучению истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны (создание родословной, семейной летописи, фотоальбомов, семейных газет и др.) создании и разработки проектов: «Боевой путь моего прадедушки», «Имена героев в памяти поколений», «Память сквозь годы» и др.);

создании новых экспозиций (реэкспозиции) музеев учреждений образования, посвященных теме геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны; проведении экскурсий на базе данных музеев; сборе исторических и военных материалов для написания исследовательских работ в рамках деятельности научного общества учащихся, для реализации проектов по гражданскому и патриотическому воспитанию;

организации туристско-экскурсионной деятельности учащихся по памятным местам (мемориальным комплексам, музеям), посвященным сохранению памяти о жертвах белорусского народа в годы Великой Отечественной войны («Нам завещано помнить» и др.); подготовке и проведении тематических экскурсий для учащихся по данной тематике, по местам своего региона;

размещении и обновлении в интернет-ресурсах информационных материалов, теле- (радио-) сюжетов, направленных на доведение широкой общественности достоверной информации о геноциде белорусского народа, увековечение памяти его жертв (создание и обновление рубрики «Память и боль белорусской земли» на сайте учреждения образования);

организации поисково-исследовательской деятельности учащихся по установлению имен и судеб воинов, погибших на территории Беларуси в годы войны; изучению памятников, мест захоронений; составлению на этой основе новых экскурсионных маршрутов и интерактивных карт; обновлению банка данных о ветеранах Великой Отечественной войны. Поисково-исследовательская деятельность в учреждениях общего среднего образования ведется через научные общества учащихся, поисковые клубы, отряды и группы «Следопыт», «Юный патриот», «Нашчадкі Перамогі», «Поиск».

организации встреч учащихся c ветеранами Великой Отечественной войны, малолетними узниками фашистских концентрационных лагерей с целью ознакомления с историческими фактами от самих очевидцев;

проведении выставок в библиотеке учреждения образования, посвященных геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

При выборе методов и форм организации патриотического воспитания учащихся важно учитывать их возрастные особенности, склонности и интересы, специфику и место расположения учреждения образования.

Использование в воспитательной работе по патриотическому воспитанию фактических материалов, свидетельствующих о геноциде белорусского народа, будет способствовать формированию ценностного отношения учащихся к историческому прошлому своего народа. Придание историческому материалу личностно значимого характера позволит воздействовать на внутренний мир учащегося, развитие его патриотических чувств и сознания, воспитание гуманизма, приобщение к системе общечеловеческих и национальных ценностей.

свернуть

Интернет- проект«Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны»

развернуть

нтернет- проект«Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны»

 

В рамках реализации международного проекта «Повышение статуса спасшихся жителей сожженных белорусских деревень» общественным объединением «Белорусский фонд мира» в Национальный архив Республики Беларусь была передана база данных (далее – БД) по сожженным деревням Беларуси. В ее основу были положены опубликованные в 1984 году списки сожженных деревень, составленные в 1960-е годы.

К 70-летию Хатынской трагедии Департаментом по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь, Национальным архивом Республики Беларусь и Белорусским фондом мира при поддержке Российского фонда содействия актуальным историческим исследованиям «Историческая память» БД была представлена общественности.

БД содержит сведения о белорусских деревнях, уничтоженных полностью и частично с населением и без жителей, построена по алфавитному принципу и состоит из двух частей: информационной и иллюстрационной.

Программное обеспечение позволяет проводить поиск по различным комбинациям полей, просматривать на экране и распечатывать результаты запросов, осуществлять получение статистической информации (подсчет количества уничтоженных населенных пунктов по областям, районам, годам уничтожения.

База включает в себя следующие поля:

название населенного пункта;

современное административно-территориальное деление;

военная административная подчиненность;

количество дворов и населения накануне войны;

количество уничтоженных дворов и населения;

дата уничтожения населенного пункта;

поисковые данные источников, откуда почерпнута информация (архив, фонд, опись, дело, литература).

Вторая часть БД состоит из цифровых копий архивных документов, фотографий, записей воспоминаний и других материалов, которые дают возможность рассказать о трагедии каждой деревни.

БД включена в Государственный регистр информационных ресурсов (Регистрационное свидетельство № 1031610216 от 18.11.2016).

БД может использоваться при проведении исследовательской и краеведческой работы, при написании научных статей и работ, разработке тематических и специальных курсов по истории геноцида белорусского населения в годы войны.

По состоянию на 18 января 2022 г. в БД внесено 9097 деревень.

В настоящее время БД в процессе наполнения и актуализации. Работа по уточнению списка сожженных деревень, наполнению базы информацией продолжается.

Указанная БД является уникальной и единственной в своем роде на всем постсоветском пространстве.

свернуть

Интернет-проект «Официальные геральдические символы Республики Беларусь»

развернуть

В настоящее время интерес к белорусской символике чрезвычайно актуален. В первую очередь это связано с осознанием каждым жителем нашей страны того факта, что он – гражданин Республики Беларусь, а также с национальным и духовным возрождением белорусского народа в целом. Символика – часть нашей богатой истории, яркий и уникальный элемент идеологии и культуры. Наиболее востребованы и значимы Государственные Герб, Флаг и Гимн, которые являются своеобразным «олицетворением» страны. Наряду с ними активно используется как важный атрибут национального самосознания символика – эмблемы, флаги и нагрудные знаки государственных органов и организаций, различных общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов. Все они составляют официальные геральдические символы и представляют собой систему отличительных условных знаков, принятых к использованию в Республике Беларусь.

Официальные геральдические символы составляют Государственный геральдический регистр – информационный ресурс Республики Беларусь.

Его формирование осуществляется в Департаменте по архивам и делопроизводству Министерства юстиции. Доступ к различным источникам информации является неотъемлемой частью функционирования современного общества. Реальная эффективность новых знаний заключается не только в беспрепятственном и своевременном получении пользователями предназначенной для них информации, но и дальнейшем ее использовании. Весьма востребованным информационным ресурсом в настоящее время является комплекс официальных геральдических символов.

Департаментом и Белорусским научно-исследовательским центром электронной документации были разработаны средства для представления в сети Интернет Геральдического регистра – сайт «Официальные геральдические символы Республики Беларусь» (далее – сайт). Разработка и внедрение этого сайта направлены на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства юстиции Республики Беларусь и имеет не только отраслевое назначение, но и общегосударственное.

При подготовке сайта были приняты за основу следующие критерии размещения информации:

полнота – влияет на качество информации и определяет ее достаточность для формирования новых знаний и дальнейшего использования;

достоверность – соответствие данных реальному положению дел, которое основано на официальных документах;

адекватность – степень этого соответствия относительно действительности;

актуальность – важность информации в данный период времени; 

субъективность – знания, построенные на основе восприятия и обработки информации, полученной на сайте;

объективность – достоверные знания, сформированные без влияния на них субъективного мнения.

Подготовленный сайт имеет следующие разделы:

государственные символы Республики Беларусь;

территориальная геральдика;

символика государственных органов;

символика государственных организаций;

символика профессиональных союзов;

символика общественных объединений.

Изображения и описания ОГС размещены на 2,5 тыс страницах, а общий объем сайта составляет 3,5 ГБ.

На 18 января 2022 г. на сайте имеется информация о более двух тысячах официальных геральдических символах с перспективой его дальнейшего дополнения и расширения.

 

Краткая характеристика разделов сайта

  1. Государственные символы Республики Беларусь

На сайте представлены эталонные изображения Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь с их официальным описанием (в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь»).

2. Территориальная геральдика

Территориальные геральдические символы – гербы и флаги областей, районов, городов, городских поселков и деревень. Территориальные гербы Беларуси условно можно разделить на две категории. К наиболее значимой группе относятся исторические гербы, существовавшие в качестве отличительных геральдических знаков в прошлом. В XVI–XVIII вв. гербы городов являлись непременными атрибутами городского самоуправления. В конце XVIII-XIX вв. гербы, составленные в Российской Герольдии при сенате, гербы присваивались городам в рамках проведения административной реформы.

В современных условиях новые территориальные гербы и флаги, аккумулируя все лучшее, что было в прошлом, достойно продолжая исторические традиции белорусской геральдики, рождаются на наших глазах.

В настоящее время на сайте представлены гербы и флаги более двухсот административно-территориальных единиц Беларуси.

3. Символика государственных органов и организаций

На сайте размещены официальные геральдические символы (эмблемы, флаги, знамена, нагрудные знаки отличия и различия, юбилейные медали) органов и организаций, подчиненных Президенту Республики Беларусь, министерств и подчиненных им организаций, государственных комитетов и других организаций. Символика прошла геральдическую экспертизу и получила одобрение в Геральдическом совете при Президенте Республики Беларусь. В Геральдический регистр символика была внесена после ее учреждения указами Главы государства и руководителями соответствующих ведомств и организаций.

4. Символика общественных объединений и профессиональных союзов.

К официальным геральдическим символам этого раздела относятся эмблемы, флаги и нагрудные знаки. Их изображения дополнены официальным описанием.

На сайте представлена символика общественных объединений по нескольким направлениям своей деятельности:

республиканские государственно-общественные объединения;

просветительные, культурно-досуговые, воспитательные общественные объединения;

научные, технические, профессиональные общественные объединения;

благотворительные общественные объединения;

молодежные, детские общественные объединения;

общественные объединения ветеранов, инвалидов;

общественные объединения защитников природы, памятников истории, культуры;

творческие общественные объединения;

физкультурно-спортивные общественные объединения.

Таким образом, сайт «Официальные геральдические символы Республики Беларусь» является информационным ресурсом в профессиональной деятельности педагогических работников учреждений образования.

Материалы, размещенные на сайте, могут служить дополнительным источником информации при подготовке открытых уроков, тематических выступлений, проведении мероприятий, конкурсов, викторин.

Знакомство с сайтом, сравнительный анализ и систематизация по разделам (темам) его содержания – предметом исследования при написании самостоятельных сочинений, курсовых и дипломных работ.

Изображения официальных геральдических символов – наглядным пособием для творческой деятельности учащихся и студентов.

Изучение территориальной геральдики будет способствовать более глубокому изучению истории, характерных занятий жителей, особенностей флоры и фауны различных регионов Беларуси.

Знакомство с наградной системой Республики Беларусь позволит привить чувство гордости к заслуженным людям нашей страны, уважения к награжденным членам семьи.

Систематическое обращение к сайту будет способствовать воспитанию у молодого поколения патриотических чувств и уважения к истории и традициям своей Родины.

свернуть

Интернет - проект «Партизаны Беларуси» partizany.by

развернуть

Интернет - проект «Партизаны Беларуси» partizany.by

 

Интернет- проект «Партизаны Беларуси»

(режим доступа: https://partizany.by)

 

5 сентября 2018 г. между Национальным архивом Республики Беларусь и Издательским домом «Беларусь сегодня» было подписано соглашение по созданию информационного ресурса – интернет-портала «Партизаны Беларуси».

16 октября 2018 г. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подписал Указ № 408, которым был утвержден План подготовки и проведения мероприятий по празднованию 75-й годовщины освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Пунктом 27 данного плана мероприятий предусмотрено «создание общедоступной базы данных о партизанах и подпольщиках, действовавших на территории Беларуси во время Великой Отечественной войны и информационного интернет-портала «Партизаны Беларуси».

1 июля 2019 г. на базе Национального архива Республики Беларусь состоялась официальная презентация и представление интернет-портала для широкой общественности.

В рядах «народных мстителей» сражалось более 370 тысяч человек, из которых по данным Белорусского штаба партизанского движения (далее – БШПД) более 71% были белорусы. Персонифицировать героев-партизан, сохранить и увековечить Память об этих людях, донести ее до молодого подрастающего поколения, через пример мужества и героизма воспитать у современного поколения чувство патриотизма, долга и ответственности – вот лишь те немногие задачи, которые уже решает интернет-портал «Партизаны Беларуси».

Центральным звеном в портале является база данных (далее – БД) на участников партизанского движения, которая состоит из двух частей – информационной, где приводятся основные биографические данные, и иллюстративной, где находятся прикрепленные цифровые копии документов.

Документальную основу общедоступного ресурса составляют материалы (кадровые документы) из архивного фонда Белорусского штаба партизанского движения (далее –БШПД), который находится на хранении в Национальном архиве (Фонд № 1450).

На 18 января 2022 г. в БД созданы «электронные карточки» на более чем 185 тысяч партизан.В настоящее время БД в процессе наполнения и актуализации.

На первом этапе было принято решение вводить в БД наградные документы для показа героических страниц партизанской борьбы. В дальнейшем будут вноситься и другие кадровые документы: личные дела на командный состав, листки по учету кадров на рядовой состав, списки личного состава, дела на работников БШПД и т.д.

Отсутствие предварительной регистрации и простая и эффективная система поиска позволяет работать с порталом гражданину любого возраста.

Отбор и поиск информации можно проводить через различные поля, в том числе: ФИО, национальность, год рождения, место рождения, партизанская бригада, партизанский отряд, должность, полученные награды. Наличие указанных полей позволяет также проводить большую аналитическую работу.

Технические возможности портала предусматривают внесение и наполнение других разделов, связанных с партизанской борьбой в Беларуси – БШПД, Герои Советского Союза, легендарные комбриги, бои, сражения, подвиги, виртуальные карты и др.

Примерный объем архивных материалов, которые планируется использовать в качестве документальной основы для создания базы данных, по предварительным подсчетам составляет более 450 тыс. листов.

Основными задачами проекта являются увековечение памяти участников партизанского движения в период Великой Отечественной войны 1941–1944 гг.; создание фактографической основы для противодействия попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны; создание наиболее полного электронного банка документов, свидетельствующих о подвигах и наградах партизан в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

Указанная БД является уникальной и единственной в своем роде на всем постсоветском пространстве.

свернуть

Виртуальная выставка "Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны"

развернуть

Виртуальная выставка "Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны"

 

Скачать презентацию: Трагедыя беларускага народа ў гады Вялікай Айчыннай вайны (па матэрыялах расследавання Генеральнай пракуратуры Рэспублікі Беларусь)

"Память и боль белорусской земли", посвященных геноциду белорусского народа

О ГЕНОЦИДЕ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Материалы подготовлены

Академией управления при Президенте Республики Беларусь на основе сведений Генеральной прокуратуры Республики Беларусь,

Министерства обороны Республики Беларусь, материалов БелТА и «СБ. Беларусь сегодня»

Трагедия Хатыни и тысяч деревень и городов с такой же судьбой – это неутихающая боль в сердце белорусов, всех советских людей. Сегодня мы, представители разных поколений, религиозных конфессий, философских и политических взглядов, собрались вместе, чтобы почтить память невинных и защитить правду о той войне.

Эта правда жестока, эта память тяжела. Вдумайтесь: оккупанты и их пособники-полицаи сожгли 9 200 белорусских деревень. Из них более пяти тысяч – вместе с жителями. И мы знаем с чего это все начинается: с идей расового и генетического, любого другого превосходства одних народов над другими, с разделения на высших и второстепенных. Страшно то, что эти теории и сегодня находят своих приверженцев во всем мире. Но, слава богу, фашистская идеология чужда нашим белорусам, чья генетическая память стала настоящим национальным иммунитетом.

В этой памяти много боли и страданий, в ней трагический исторический опыт. Это факт: Вторая мировая была не просто войной, она стала планомерным истреблением наших славянских народов.

Из выступления Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко

на республиканском митинге-реквиеме,

посвященном 78-й годовщине Хатынской трагедии

21 марта 2021 г.      

Год исторической памяти, которым в Беларуси объявлен наступивший 2022 г., пройдет под знаком сохранения героического наследия и правды о всех периодах жизни белорусского народа.

Не секрет, что сегодня историческая память белорусов подвергается атакам и всевозможным фальсификациям.

Сегодня наши оппоненты в стране и за рубежом плодят фейки о нашей истории, в угоду политическим амбициям искажают давно устоявшиеся факты. Объектом их воздействия становятся наши ценности, идентичность, историческое право на суверенитет. И, как показывает практика, этот поток лжи только плодится и растет, создавая дополнительные риски и угрозы развитию белорусского государства и общества.

Поэтому необходимо прорабатывать подходы, определять четкую стратегию и тактику национальной исторической политики.

В этой связи Глава государства А.Г.Лукашенко 4 февраля 2022 г. подписал распоряжение о создании Республиканского совета по исторической политике при Администрации Президента

Республики БеларусьСправочно.

Документ подписан в Год исторической памяти в продолжение последовательной политики сохранения правды о героическом прошлом белорусского народа, формирования историко-

государственного мировоззрения, укрепления историко-культурной и духовно-этической общности белорусов.

                               Руководство       советом       будет       осуществлять       Глава

Администрации Президента Республики Беларусь, функционировать он будет на базе Национальной академии наук Беларуси. В состав совета вошли известные ученые в области гуманитарных знаний, авторитетные общественные деятели, представители политических партий, общественных объединений, экспертного сообщества, госорганов и организаций.

Совет будет определять основные векторы развития исторической политики в нашей стране и актуальные направления научных исследований. Весь комплекс мероприятий будет направлен в первую очередь на сохранение исторической памяти, противодействие попыткам искажений и фальсификаций исторических фактов и событий.

Значимость темы исторического прошлого белорусского народа нашла свое отражение в обновленной Конституции Республики Беларусь, поддержанной народом на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. Справочно.

В голосовании по вопросу, вынесенному на референдум, приняли участие 5 359 403 человека. Явка составила 78,63% от общего списка граждан, которые имеют право участвовать в референдуме.

За принятие изменений и дополнений Конституции проголосовали 4 440 830 граждан, что составило 82,86% голосовавших, или 65,16% от внесенных в списки для голосования.

В Конституцию Республики Беларусь в том числе внесены положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне, массовом героизме народа:

«государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» (ст. 15);

«проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь» (ст. 54).

Это сделано для настоящего и будущих поколений, для сохранения духовного настроя белорусского общества, его сплочения и мобилизации на преодоление возникающих перед нами вызовов.

Ведь именно историческая память – нравственный стержень общества, укрепляющий связь между поколениями в условиях глобальной нестабильности.

Исторические предпосылки принятия Закона о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны

В целях сохранения социальной и исторической справедливости, устранения белых пятен истории, укрепления конституционного строя и национальной безопасности в марте 2021 г. Генеральным прокурором Республики Беларусь возбуждено и расследуется уголовное дело по факту совершения нацистскими преступниками, их пособниками, националистическими формированиями в ходе Великой Отечественной войны и в послевоенный период на территории БССР и других государств геноцида белорусского народа. Справочно.

Геноцид – форма массового насилия, который ООНопределяет как действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную,этническую,расовуюили религиознуюгруппу как таковую путем:

убийства членов этой группы;

причинения серьезных телесных повреждений или умственного

расстройства членам такой группы; принятия мер, рассчитанных на предотвращение деторождения 

в такой группе; насильственной передачи детей из одной человеческой группы в

другую; предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных

на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.

В основу принятого решения положены сведения о гибели миллионов белорусов и иных лиц вследствие зверств немецких оккупантов и их пособников.

Кроме того, общественность недостаточно осведомлена о ряде фактов геноцида, совершенных националистическими бандформированиями и пособниками фашистов. Это в свою очередь создает предпосылки для попыток их оправдания и даже героизации, и, как следствие, разрушения основополагающих ценностей, на которых строится белорусская государственность. Безнаказанность порождает новые преступления. Поэтому возбуждение уголовного дела по фактам злодеяний в отношении мирного населения Беларуси – важный этап в противодействии реабилитации нацизма. При этом Конвенция ООН по предупреждению преступлений геноцида и наказаний за него установила, что лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы компетентным судом государства, на территории которого было совершено данное деяние. Геноцид не имеет срока давности.

Уже на текущем этапе расследования выявляются десятки мест ранее не известных захоронений, получены многочисленные свидетельские показания, существенно дополняющие картину преступлений.

На данный момент допрошено более 13 300 свидетелей, большинство из которых – узники концлагерей и лагерей смерти

(7 700 человек).

Большая работа проводится в архивных учреждениях республики. За период следствия проведено более 2 000 осмотров, в ходе которых были выявлены архивные документы, свидетельствующие о массовом уничтожении мирного населения, сожжении населенных пунктов и угоне в рабство.

Дополнительно установлены места массового уничтожения и захоронения, которые ранее не были известны и не исследовались. Так, например, в Брестской области на основании показаний свидетелей установлено 4 места, в каждом из которых может быть захоронено более 100 человек. В Витебской области из допросов установлены 2 места, в которых может находиться более 200 человек в каждом. В Гомельской области – 4 места, в которых может быть захоронено от 100 до 3 000 человек. В Могилевской области – не менее 2 мест, в которых может быть захоронено от 300 до 1 000 человек. Аналогичные места захоронений установлены и в других областях республики.

В 2021 г., с момента возбуждения уголовного дела, проведены раскопки в 12 местах. В общей сложности извлечены останки более 2 200 человек.

Например, на территории Минского района вблизи урочища Уручье находятся не менее 7 мест массового захоронения времени оккупации нацистской Германией. Количество погребенных в этой местности может достигать более 38 000 человек. В настоящее время обнаружен и вскрыт один из семи участков, в котором, по архивным сведениям, захоронено более 8 000 человек. Наряду с мирным населением здесь уничтожались и военнопленные.

Также проводятся раскопки (в зимнее время работы приостановлены) места массового захоронения времен Великой Отечественной войны в лесном массиве вблизи 9-го километра Черниговского шоссе в Гомельском районе.

Первоначально была обнаружена яма с костными останками. В ходе дальнейшего обследования лесного массива обнаружены 34 места захоронения, в которых содержатся костные останки. В период с 06.10.2021 по 23.11.2021 при проведении осмотра места происшествия извлечены останки не менее 400 человек. Также обнаружены и изъяты многочисленные предметы обихода, личные вещи погибших.

Изъятые предметы позволяют с уверенностью сказать о том, что это были мирные граждане – фрагменты расчесок, ключи, монеты, гражданская обувь, пуговицы.

Обнаруженные в яме гильзы и пули германской винтовки Маузер, а также обойма этой винтовки свидетельствует о расстрелах. На гильзах сохранилась достаточно четкая маркировка, позволяющая определить год выпуска патронов – 1942–1943 гг.

В ходе следствия установлено, что людей собирали в специальный лагерь, расположенный в предместье Гомеля – «Монастырьке», а затем партиями вывозили в Новобелицкий лес, где расстреливали. Расстрелы в большой секретности осуществляли только германские, специальные айнзацгруппы. Массовый характер расстрелы мирных советских граждан приняли в октябре–ноябре 1941 г.  

Геноцид белорусского народа – дело, требующее активного привлечения к его расследованию в том числе зарубежных партнеров.

По данному уголовному делу было направлено 47 запросов в 17 государств об оказании правовой помощи. Литва и Латвия отказали в оказании правовой помощи по уголовному делу. По их мнению, исполнение просьб якобы нанесет ущерб суверенитету и безопасности их государств.

Такая позиция названных прибалтийских республик свидетельствует не только об игнорировании своих международных обязательств, но и откровенном пособничестве в укрывательстве военных преступников, элементарном отрицании прав человека и ценности человеческой жизни.

Генеральной прокуратурой организовано создание межведомственных групп и комиссий, целью деятельности которых является полное и объективное исследование обстоятельств геноцида белорусского народа и увековечение памяти его жертв.

Нельзя забывать о том, что геноцид – это не только физическое умышленное уничтожение людей, но и целенаправленное уничтожение культурного и экономического потенциала народа, результатов его труда и творческого наследия.

По этой причине была создана межведомственная рабочая группа по расчету ущерба, причиненного действиями нацистских преступников на территории БССР в годы Великой Отечественной войны. Работа комиссии, осуществляемая под руководством Государственного комитета по имуществу, позволит оценить действительный ущерб, причиненный народному хозяйству республики нацистскими преступниками и их пособниками, а также потребовать в установленном порядке его возмещения.

Одновременно с этим под руководством Министерства культуры активизирована деятельность Комиссии по выявлению, возвращению, совместному использованию и введению в научный и культурный оборот культурных ценностей, оказавшихся за границей Республики Беларусь.

Генеральной прокуратурой в рамках расследования уголовного дела по факту совершения нацистскими преступниками и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период геноцида белорусского народа не только принимаются меры к установлению лиц, причастных к преступлениям, их уголовному преследованию, но и проводятся мероприятия, направленные на сохранение исторической памяти о массовом уничтожении гражданского населения и обеспечении идеологической преемственности поколений.

Для реализации указанных целей по инициативе Генеральной прокуратуры осуществляетсясоздание в музейных учреждениях республики экспозиций, посвященных жертвам геноцида белорусского народа, в том числе с использованием материалов, полученных в рамках расследуемого уголовного дела.

В частности, запланировано создание передвижной экспозиции «Геноцид белорусского народа» для экспонирования во всех регионах страны.

Кто-то может задаться вопросом – зачем нужно сейчас ворошить прошлое, бередить едва зарубцевавшуюся рану, нанесенную нашей стране событиями Великой Отечественной войны?

Ответ на этот вопрос, в первую очередь, обусловлен необходимостью установления всех жертв нацистской агрессии, недопущения их забвения. Потому что если не сделать это сейчас, то через годы выявить правду будет тяжелее: нас покинут последние свидетели и очевидцы тех лет, могилы зарастут лесами, а отдельные политические деятели получат еще больше возможностей для толкованияистории на свой лад.

Понимая, что идеологическую основу, укрепляющую нашу государственность, составляет историческая правда о подвиге советского (в том числе белорусского) народа в Великой Отечественной войне, со стороны отдельных государств осуществляются попытки искажения истории, нивелирования роли народов СССР в спасении мира от коричневой чумы.

Кроме того, наши недоброжелатели знают о причастности их предков (часть из которых до сих пор проживают в западных государствах) к массовому уничтожению белорусов и представителей иных национальностей в период Великой Отечественной войны и послевоенное время. В том числе поэтому этими государствами развернута информационная война, направленная на искажение исторических событий.

В целях сохранения исторической справедливости, устранения белых пятен истории, укрепления конституционного строя и национальной безопасности государством предпринимается ряд системных мер по недопущению фальсификации итогов Великой Отечественной войны. Эти меры, помимо прочего, безусловно направлены на укрепление белорусской государственности.

Закон о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны

По инициативе Генеральной прокуратуры Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в январе 2022 г. принят Закон «О геноциде белорусского народа» (далее – Закон).

Конституционный суд признал Закон о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период соответствующим Основному закону Республики Беларусь.

Он направлен на дальнейшее законодательное обеспечение защиты фундаментальных ценностей белорусского народа, недопущение реабилитации нацизма, установление действенных барьеров на пути попыток фальсификации событий и итогов Второй мировой войны, противодействие неонацистским проявлениям в современном белорусском обществе.

В преамбуле отмечается, что Закон принят в целях сохранения памяти о миллионах советских граждан, которые стали жертвами в годы

Великой Отечественной войны и послевоенный период. Он направлен на законодательное обеспечение защиты фундаментальных ценностей белорусского народа, установление действенных барьеров на пути попыток фальсификации событий и итогов Второй мировой войны, дачу справедливой оценки злодеяниям нацистских преступников и их пособников, националистических формирований в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

Впервые на законодательном уровне признается факт геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и (или) послевоенный период. В статье 1 Закона устанавливается, что совершенные нацистскими преступниками и их пособниками, националистическими формированиями в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период злодеяния, направленные на планомерное физическое уничтожение белорусского народа путем убийства и иных действий, признаваемых геноцидом в соответствии с законодательными актами и нормами международного права, являются геноцидом белорусского народа.

Документально установлено, что в ходе Великой Отечественной войны и в послевоенный период на территории БССР и других государств проводилась планомерная политика уничтожения мирного населения путем массовых убийств, умышленного создания жизненных условий, рассчитанных на его физическое истребление, осуществлялись карательные операции, насильственная депортация для выполнения принудительных работ, создавались места принудительного содержания населения, концентрационные лагеря и лагеря смерти, практиковались чудовищные медицинские опыты, в том числе над несовершеннолетними. Так, по плану «Ост» в Беларуси предусматривалось уничтожить или выселить на восток 75 процентов населения, непригодного, с точки зрения гитлеровцев, по так называемым расовым и политическим оценкам, 25 процентов подлежало онемечиванию и использованию в качестве сельскохозяйственных рабов.

Чрезвычайной государственной комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР, было установлено, что на оккупированной территории БССР нацисты создали более 260 лагерей смерти для уничтожения военнопленных и гражданского населения. Только в г.Минске и его окрестностях их было 9, где уничтожено более 400 000 человек: лагерь смерти Тростенец (уничтожено более 206 500 человек); лагерь вблизи д.Масюковщина (более 80 000 человек); лагерь на улице Широкой (20 000 человек). До настоящего времени точное количество жертв и их личности не установлены.

За 1941–1944 гг. оккупанты провели на территории Беларуси более 140 крупных карательных операций, во время которых было сожжено около 9 200 сел и деревень республики, из них 5 295 разделили судьбу Хатыни, то есть были уничтожены вместе со всем или частью населения. Из сожженных деревень 186 так и не возродились. В Витебской и Минской областях некоторые населенные пункты сжигались по несколько раз.

В течение первой половины 1944 г. оккупационная политика геноцида и выжженной земли на территории Беларуси достигла своей наивысшей точки. Чудовищные злодеяния совершили нацисты в сотнях населенных пунктов Беларуси. Так, в д.Ола Паричского района 14 января 1944 г. карательный отряд согнал в дома жителей из семи окрестных населенных пунктов. Гитлеровцы расстреляли и сожгли 1 758 человек, в том числе 950 детей и 508 женщин.

На протяжении трех лет оккупации нацисты чинили на территории Беларуси зверства. Согласно выводам Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию преступлений немецкофашистских захватчиков и их соучастников на временно оккупированной советской территории, БССР потеряла за годы войны более половины своего национального богатства. Прямой ущерб, причиненный германскими захватчиками народному хозяйству Беларуси, составил 75 млрд. рублей (в ценах 1941 г.). Оккупанты превратили города и села Беларуси в груды развалин. Они разрушили и разграбили на территории республики 209 из 270 белорусских городов и районных центров, уничтожили 10 338 предприятий, что составило 85 процентов от их довоенного количества, ограбили и разорили более 10 тысяч колхозов, 92 совхоза и 316 машинно-тракторных станций. Вывезли в Германию 90 процентов станочного оборудования. Почти три миллиона человек (34 процента довоенного населения) лишились крова.

Из Беларуси в Германию было угнано 399 474 человека, из которых десятки тысяч погибли, не выдержав жестоких условий эксплуатации. Не менее 1,4 миллиона человек были уничтожены в местах принудительного содержания гражданского населения. За годы войны республика потеряла около 3 миллионов человек, или каждого третьего своего жителя.

Значительное место в обвинении нацизма Международным военным трибуналом в Нюрнберге (Германия), проходившим с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г., занимали материалы и документы о преступлениях, совершенных нацистами и их пособниками на территории Беларуси.

Геноцид в отношении белорусского народа продолжился и в послевоенное время участниками националистического подполья на территории Польши, Белорусской ССР, Украинской ССР и Прибалтийских республик. Боевые операции по ликвидации националистического подполья на территории Белорусской ССР, Украинской ССР и Прибалтийских республик осуществлялись в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г.

В январе 1946 г. отряд т.н. «проклятых солдат» во главе с Р.Райсом (по прозвищу «Бурый») в районе г.Белостока в течение нескольких дней задерживал и грабил местных жителей православного вероисповедания. Отпускали только тех, кто умел перекреститься покатолически и прочитать молитву «Отче наш» по-польски. В ходе этой акции геноцида было сожжено 5 деревень и убито по этническому признаку 79 православных белорусов, в том числе женщин, детей, стариков. 30 января 1946 г. в лесу у д.Старые Пухалы 30 белорусов были убиты «проклятыми солдатами» с особой жестокостью – обухом топора. 31 января 1946 г. «проклятые солдаты» напали на д.Залешаны и д.Волька-Выгоновская, где убили 16 местных жителей, включая женщин и детей. 2 февраля 1946 г. незаконное вооруженное формирование Бурого сожгло д.Зани и д.Шпаки, убив более 30 жителей.

Эти и многие другие факты геноцида белорусского народа военного и послевоенного периодов не в полной мере известны современному поколению, что создает питательную среду для возрождения идей неонацизма, противоправной деятельности под символикой нацистских пособников.

Также Законом на Генеральную прокуратуру возлагается полномочие принимать дополнительные меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств геноцида белорусского народа, установлению лиц, причастных к его совершению, и их уголовному преследованию (статья 3 Закона).

Кроме того, законом введена уголовная ответственность за публичное отрицание геноцида белорусского народа, в том числе через размещение информации в СМИ либо в Интернете.

Увековечение памяти жертв геноцида белорусского народа в годы

Великой Отечественной войны

26 февраля 2021 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь утверждена Государственная программа «Увековечение памяти о погибших при защите Отечества» на 2021–2025 гг.

Целью Государственной программы является увековечение погибших при защите Отечества и сохранение памяти о жертвах войн. Реализация Государственной программы способствует сохранению военно-исторического наследия белорусского народа, гражданскопатриотическому воспитанию, выполнению международных соглашений в военно-мемориальной сфере.

На реализацию мероприятий Государственной программы планируется выделение финансовых средств в размере

9 225 213 рублей.

Государственная программа включает комплекс мероприятий, в том числе:

обустройство, содержание, текущий и капитальный ремонт воинских захоронений и захоронений жертв войн, мемориальных комплексов, мест боевой и воинской славы; создание и установка произведений монументального искусства,

посвященных событиям военной истории; проведение архивно-исследовательских работ в архивных, музейных и иных учреждениях Республики Беларусь в целях сбора (уточнения) сведений о местах нахождения неучтенных воинских захоронений; проведение поисковой работы по установлению данных о погибших узниках лагеря и их сохранение в электронной «Книге

Памяти жертв лагеря смерти «Тростенец»; проведение организационных, военно-патриотических и иных мероприятий, направленных на популяризацию поисковой работы, привлечение к ней членов общественных объединений и граждан; изготовление и приобретение сувенирной, наградной продукции, посвященной          памятным           датам         военной     истории,    увековечению погибших при защите Отечества и сохранению памяти о жертвах войн; подготовка и издание полиграфической продукции, связанной с

событиями военной истории на территории страны, поисковой работой; организация и проведение полевых поисковых работ; участие в мероприятиях гражданско-патриотического воспитания, проводимых местными           исполнительными      и          распорядительными органами, государственными организациями; захоронение останков погибших при защите Отечества и жертв

войн, обнаруженных в ходе проведения полевых поисковых работ.

Выполнение мероприятий Государственной программы осуществляется в плановом порядке.

Начатый Генеральной прокуратурой уголовный процесс по расследованию фактов геноцида позволит установить конкретных лиц из числа германских захватчиков и их пособников, которым удалось избежать ответственности за убийства мирных жителей, издевательства и пытки в концлагерях и гетто, массовый угон гражданского населения в рабство.

Следственной группой осуществляется работа с архивными документами, тысячами уголовных дел в отношении нацистских преступников. Проводятся экспертные исследования, связанные с обнаружением массовых захоронений, продолжаются мероприятия по установлению живых свидетелей геноцида, защите их прав и законных интересов, увековечению памяти погибших.

В ходе расследования проводятся поисковые мероприятия, в том числе раскопки в местах массового уничтожения населения.

Страшным подтверждением зверств фашистов явились и результаты проведения в 2021 г. поисковых работ в Логойском, Минском, Гомельском районах.

Справочно.

Объект проведения полевых поисковых работ № 122 (северозапад г.Логойска).

Логойск был захвачен германскими войсками 2 июля 1941 г., оккупация продлилась 3 года – до 2 июля 1944 г.

28 августа евреям старшего возраста было приказано явиться на центральную площадь. Затем их направили колонной на окраину к подножию холма и приказали выкопать ров. Люди посчитали, что рыли окопы. Утром 30 августа 1941 г. всем евреям снова было приказано собраться на площади. Было объявлено, что их переселяют в д.Гайна.

В акте чрезвычайной комиссии от 8 октября 1944 г. указано «30 августа 1941 г. был произведен массовый расстрел еврейского населения городского поселка Логойск. На расстрел из Логойска направляли группами. В первой группе отправлялись женщины с грудными детьми и подростками, во второй группе были женщины средних лет и старухи, в третьей группе были мужчины, старики и больные, кто не мог идти пешком, грузили на автомобили и доставляли к месту расстрела. На месте расстрела сперва раздевали до нижнего белья, приказывали ложиться в заранее подготовленную большую яму вниз лицом и после чего расстреливали из автоматов.

Таким образом, только в один день было расстреляно

1 200 человек».

Объект проведения полевых поисковых работ № 168 (лесной массив на 9 км Московского шоссе).

Основанием для начала проведения поисковых работ в данном районе стала информация из акта Чрезвычайной комиссии от 22 июля 1944 г, в котором указано, что «при раскопках 10 ям-могил в Минском районе обнаружены останки погибших, зарытые в ямах:

  1. Яма № 1 длиною 21 метр, шириной 4 метра, глубиной 5 метров, количество погибших 8 400 чел.
  2. Яма №2 длиною 20 метров, шириной 5 метров, глубиной 4 метра, количество погибших 8 000 чел.
  3. Яма № 3 длиною 35 метров, шириной 5 метров, глубиной 4 метра, количество погибших 14 000 чел.

Итого: всего погибших 57 418 чел.

В ямах 3, 4, 5 обнаружены пепел и остатки костей. Во всех ямах, где опознаны останки, обнаружены не совсем истлевшая одежда, обувь, домашняя утварь».

Всего только за период с мая по ноябрь 2021 г. силами подразделений поисковой воинской части Министерства обороны Республики Беларусь проведены полевые поисковые работы на 81 ранее неизвестном месте захоронений, в том числе, в рамках расследования уголовного дела; на 13 местах массовых захоронений жертв войны. Обнаружены тысячи останков гражданского населения.

Слишком дорогой ценой досталась свобода родной земли нашему народу. На сегодняшний день в Республике Беларусь на государственном учете состоит 1 518 захоронений жертв войны, в которых покоятся останки более 1 миллиона детей и стариков, мужчин и женщин, подвергшихся геноциду в самом жутком его проявлении. И эта трагичная цифра далеко не окончательная.

С апреля 2022 г. в рамках расследования уголовного дела дальнейшие поисковые мероприятия уже спланированы на 26 объектах.

Сведения из уголовного дела позволят поставить перед международными организациями вопрос о признании Беларуси пострадавшей от геноцида, а также пресечь дальнейшие попытки обесценить исторические факты.

*****

Сегодня, как никогда, всей своей жизнью, учебой, работой, службой, воспитанием детей каждый из нас обязан поддержать системные действия государства, сохранить память о погибших и трепетное отношение к своему историческому прошлому для того чтобы сберечь и укрепить единство нашей Родины.

Как отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, выступая 11 января 2022 г. на церемонии вручения премий «За духовное возрождение», специальных премий Главы государства деятелям культуры и искусства, и «Беларускі спартыўны Алімп»: «Утрата образа героического прошлого ведет государство к катастрофе и лишает народ будущего. Именно поэтому 2022 год мы объявили Годом исторической памяти.

Хороший повод для всех нас еще раз осмыслить тысячелетний тернистый путь народа к независимости и собственной государственности. Сложить воедино все страницы нашей непростой истории: и героические, и трагические…. Донести до мира правду о геноциде белорусского и других народов на территории нашей страны.

Мы обязаны это сделать. Прежде всего для наших детей и внуков. Они должны знать цену мира и свободы, которые добывались многими поколениями потом и кровью».

Священный долг всех белорусов – помнить самим об этих событиях, а также не давать другим забывать или, тем более, искажать правду об истории нашей страны.

Изображение

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Виртуальная выставка "Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны"

Мы предлагаем вам ознакомится с виртуальной выставкой, посвящённой трагической теме геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. На приведённых изображениях содержится краткая информация о местах принудительного содержания и массового уничтожения белорусского народа.Для ознакомления с более подробными сведениями предлагаем вам отсканировать QR-код в правом верхнем углу изображений.

свернуть

Информационные базы, посредством которых можно узнать о судьбе людей в годы Великой Отечественной войны

развернуть

Информационные базы, посредством которых можно узнать о судьбе людей в годы Великой Отечественной войны:

  1. Список личного состава, списки потерь и пленных/пропавших без вести https://obd-memorial.ru/html/
  2. Списки партизан на территории БССР https://partizany.by/
  3. Список по награжденным военнослужащим и партизанам в годы Великой Отечественной войны https://podvignaroda.ru/-
  4. Информационная база о захороненных на территории Республики Беларусь погибших военнослужащих и жертв в годы Великой Отечественной войны https://www.mil.by/base/index.php
  5. Собрание оцифрованных фотографий периода Второй Мировой войны https://waralbum.ru/

Источники получения информационных материалов, посвященных жертвам геноцида в годы Великой Отечественной войны 

  1. Карта местоположения населенных пунктов современной территории Республики Беларусь, сожженных фашистскими оккупантами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период https://map.nca.by/layers  
  2. Объявление «Мы помним» на сайте главного управления по образованию облисполкома:фильмы о трагедии лагеря смерти «Озаричи» и «Без срока давности. Тростенец»: проект о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны https://brest-edu.gov.by/p-70283.html
  3. Презентация «Актуальные вопросы защиты прав личности и общества в связи с расследованием геноцида населения БССР в годы Великой Отечественной войны» http://bresttur.by/
свернуть