Описание модели

Модель формирования предпринимательской культуры через организацию сетевых бизнес-сообществ

 

                                            

       В Беларуси предпринимательская культура находится еще на стадии становления и развития, поэтому представляет из себя синтез западных и отечественных традиций. В условиях развития и становления рыночных отношений, как показывают исследования ученых,   предоставление одной только экономической грамотности обучающимся недостаточно, необходимо их обеспечить эффективными  практиками, главной целью которых является развитие в молодёжной среде экономических компетенций и патриотических настроений.

 Справочно: Понятия "предпринимательство", "предприимчивость", "предпринимательская культура" до недавнего времени не входили в тезаурус педагогической науки. Однако сейчас они являются частью ее активного словаря.

   Значительный вклад в  научное обоснование предпринимательской культуры и разработку практических рекомендаций внесли отечественные ученые. Теоретико-методологические основы экономической социологии и социологии труда, анализируемых в контексте основных социально-экономических законов, нащли отражение в работах Н.Г.Соколовой, проблемы обучения предпринимательству современных обучающихся - в работах Л.И.Шумской.  С.Б.Савелова исследует вопросы управления развитием ключевыми практиками учащихся как условия формирования их ключевых компетенций в деятельности школьного сообщества. Работы Л.Н.Давыденко посвящены вопросам формирования культуры личности учащихся в процессе экономического образования и воспитания. М.А. Краснова занимается изучением особенностей функционирования ученических бизнес-компаний. Научные публикации Г.Ф. Бедулиной посвящены формированию предпринимательских компетенций сельской молодежи в условиях социального партнерства.

     Определение предпринимательской культуры: это интегративная способность личности создавать, организовывать, осуществлять инновационные проекты, приносящие социальную пользу и экономическую прибыль, обеспечивающие полноценную самореализацию.

  Признаки предпринимательской культуры личности, которые включают «увлеченность своим делом, предприимчивость как способность к предвидению, прогнозированию, «профессиональное чутье», самостоятельность и нестандартность мышления, новаторство в достижении целей, смелость и изобретательность, деловитость и практичность, высокий уровень овладения информационными технологиями, требовательность к себе и другим, умение работать в команде, развитое чувство ответственности, верность слову.

   Основу модели представляют сетевые бизнес-сообщества «Учащиеся-студенты», где студенты оказывают наставническую и тьюторскую помощь в процессе формирования предпринимательской культуры учащихся 

   Справочно: В научной теории понятие виртуального (online-сообщества) было введено    антропологом, теоретиком и практиком в области образования Э. Вингером. По его мнению, сетевое сообщество представляет собой группу людей, связанных профессиональным интересом и общающихся большей частью через интернет. Площадкой для общения выступают специальные web-сайты, социальные сети, форумы и т.д. Отмечается тенденция, при которой сообщества становятся все более мобильными, а их участники взаимодействуют друг с другом буквально «на ходу».

 Виртуальные бизнес- сообщества обеспечивают важной информацией участников, которые хотят и нуждаются в рекомендациях, указаниях, советах, идеях и инновациях. В сфере образования эти виртуальные пространства используются для передачи информации и позволяют лицом к лицу виртуально взаимодействовать студентам и учащимся.

Структура модели по формированию предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ «учащиеся – студенты» заключается в формировании предпринимательской культуры обучающихся и направлена на высокий уровень сформированности предпринимательской культуры, аккумулирующей ценности, мотивы, основы экономических, потребительских знаний,  ориентацию в профессиях, связанных с предпринимательской деятельностью, опыт  культуры общения со взрослыми и сверстниками в информационном пространстве сетевого бизнес-сообщества «учащиеся - студенты».

      Цель находит свое конкретное выражение в принципах сетевого информационного взаимодействия (СИВ). Принцип интеграции предполагает построение знания или создание нового. Реализация принципа погружения учащихся в сложные задачи и вопросы, включение их в творческий процесс   способствует развитию критического мышления, формированию умений решать проблемы. Принцип открытости (потенциально неограниченное число участников, обладающих различными точками зрения и стилями обучения и мышления, имеющими различный опыт и устремления) даёт возможность учащимся привнести всё это разнообразие идей и опыта и поделиться ими с другими.

Принцип единства целей представляет согласование действий субъектов сети для достижения общих целей по формированию предпринимательской культуры обучающихся и  возникает при условии совместной распределенной деятельности. Принцип пространственности предполагает возможность осуществления многообразия горизонтальных и вертикальных взаимодействий в сети, необходимых для выстраивания прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей между участниками СИВ.

Гуманистическая сущность выражена в принципе поддержки учащихся в процессе сетевого взаимодействия. Реализация принципов СИВ обеспечивает целенаправленное сетевое взаимодействие и непрерывный рост инновационного потенциала его участников.

 Организационный компонент включает педагогико-технологические условия, позволяющие эффективно формировать предпринимательскую культуру обучающихся. К ним относятся создание  информационного пространства сетевого бизнес-сообщества и формирование банка сетевых ресурсов, наличие механизмов, инфраструктуры для организации, сопровождения СИВ, методическая поддержка педагогов по вопросам предпринимательской культуры, дистанционная поддержка учебного процесса и организация сетевых мероприятий в рамках проекта.    Процессуальный компонент включает блоки «Актуальные тренды СИВ» и  «Методические ресурсы».  

  Основу модели составляет  блок «Актуальные тренды СИВ», который имеет следующую структуру: сетевые бизнес-сообщества «учащиеся и студенты», технологии образовательной миграции и образовательного аутсорсинга, обновленные партнерские связи и составляющие предпринимательской культуры.          Создание сетевых бизнес-сообществ «учащиеся-студенты», где студенты будут оказывать тьюторскую помощь в процессе формирования предпринимательской культуры школьников, будет способствовать:практическому использованию полученных знаний и навыков студентов-экономистов, что позволит быстро реагировать на потребности целевой аудитории, оперативно получать обратную связь от участников инновационных площадок, совместить групповое обучение и индивидуальный подход;         профессиональному самоопределению обучающихся с позиций экономической целесообразности и личностно-профессиональной готовности к успешной самореализации;                           появлению идей  для саморазвития и формирования новых взглядов и нетиповых решений формирования предпринимательской культуры;   обеспечению информационной поддержкой и сопровождением в поиске предпринимательской идеи;               разработке и продвижению социальных бизнес-проектов, проведению маркетингового исследования, поиску социальных партнёров; формированию у обучающихся понимания юридической ответственности за ведение собственного бизнеса и этических норм профессиональной предпринимательской деятельности.

  Важной составляющей блока является освоение и внедрение современных педагогических и организационных технологий внутри локального инновационного поля и между всеми учреждениями, участниками проекта, студентами БГЭУ на основе образовательной миграции и аутсорсинга. Технология образовательной миграции всеми участниками проекта позволит наиболее полно и наглядно познакомиться с учреждениями образования, участниками сети, и их ресурсными возможностями.

         Блок «Методические ресурсы» включает  дистанционные курсы,

 научно-исследовательскую работу (интернет-конференции, онлайн-дискуссии, интернет-опросы), широкий спектр онлайн-инструментов и услуг (тренинги, моделирование,   «каникулярные школы бизнес-образования молодежи», «учебно-предпринимательские фирмы»).               

 Результативный компонент определяет высокий уровень сформированности предпринимательской культуры, аккумулирующей ценности, мотивы,  основы экономических, потребительских знаний и ориентацию в профессиях, связанных с предпринимательской деятельностью, опыт культуры общения со взрослыми и сверстниками в информационном пространстве сетевого бизнес-сообщества.

Диагностический инструментарий

 

Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности

 

Критерии

Показатели

Диагностический инструментарий

Личностный компонент

Направленность личности (социально значимые смысложизненные ориентации; развитая социальная мотивация, система личностно и социально важных духовных потребностей). Интеллектуальные умения и способности (критичность, самостоятельность, аналитичность мышления). Эмоционально-волевые и морально-этические качества личности (самостоятельность, организованность, самоконтроль).

Наблюдение,

анкета «Лидер ли я», лидер-тест «Ваши лидерские способности» (по Е.Жарикову, Е.Крушельницкому)

Когнитивный компонент

Экономическая обученность. Объем и системность потребительских знаний. Правовая и экономическая грамотность в сфере поведения потребителей.

Тест «Экономическая культура», анкета «Компоненты предпринимательской культуры обучающихся»

Операционный компонент

Готовность к самопроектированию, самоанализу,  конструктивность отношений с окружающими, равноправность партнеров,  непосредственное взаимодействие с совокупностью социальных систем, ориентация в профессиях, связанных с предпринимательской деятельностью.

Анкеты для учащихся «Стили педагогического взаимодействия», «Определение склонности к типу организационной культуры»,

диагностики «Знаковый рисунок», «Дерево взаимоотношений, «Незаконченное предложение»

Повышение профессионального уровня педагогов

Повышение уровня экономической культуры, повышение показателей качества образования учащихся, эффективное управление познавательной деятельностью учащихся, направленной на формирование предпринимательской культуры, усвоение принципов финансовой этики и понятия сбережения.

Опрос, посещение занятий, анкета «Оценка потребности педагогов в развитии и саморазвитии»