Организация питания

Культура здоровья (питания)

развернуть

Известно, что самые прочные привычки (полезные и вредные) формируются в детстве. Ребенок легко воспринимает определённую последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней. Именно поэтому воспитателями дошкольного образования особое внимание уделяется формированию культуры здоровья (питания) воспитанников. Данная работа осуществляется с учётом возрастных особенностей детей. При этом активно используются игровые методы и приёмы, а также художественное слово (стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки о продуктах питания, их пользе, правилах поведения за столом). Большое значение имеет напоминание, показ и повторение определённых действий.

В учебной программе дошкольного образования обозначены основные направления работы с воспитанниками по формированию культуры здоровья (питания) в каждой возрастной группе (с постепенным усложнением).

свернуть

Организация питания в учреждении

развернуть

Правильно организованное питание формирует у воспитанников культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое, рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.

Свою работу по данному направлению нужно строить согласно основным принципам организации рационального питания дошкольников:

строгое выполнение распорядка дня: времени и интервалов между приемами пищи;

соблюдение условий приема пищи и правил поведения ребенка во время еды;

осуществление преемственности в организации питания в дошкольном учреждении и дома.

Как помочь детям приобрести уверенность и способность достойно вести себя в разнообразных ситуациях приема пищи и при этом почувствовать поддержку педагогов, увидеть желание детей следовать правилам, да и самим получать радость от успехов в этой работе?

Правильно звучит народная мудрость «Самый громкий барабан остается беззвучным, если в него не ударяют, самый умный человек остается невеждой, если его не обучают». Необходимо формировать у детей понятия правильного питания, здорового образа жизни через все режимные процессы, все виды детской деятельности.

Подготовка помещения

Обязательным условием проведения процесса питания являются: чистое, проветренное помещение в соответствии с действующим законодательством.

Правильный подбор и расстановка мебели в соответствии с возрастом и ростом детей

Столы и стулья должны соответствовать росту детей, чтобы ноги имели опору, а руками, согнутыми в локтях, дети могли бы, не поднимая плеч, свободно действовать приборами. За столом не должно быть тесно, иначе неудобное положение может вызвать у детей раздражение, конфликты между сидящими рядом.

Создание спокойной обстановки, отсутствие шума, суетливых движений взрослых и детей

Дети во время еды не должны чувствовать себя напряженно, добиваться от них полного молчания ничем не оправдано. Вполне допустимо, чтобы они общались друг с другом в связи с процессом питания. Но это не значит, что можно допустить излишний шум, болтливость, нарушающие общий порядок и спокойствие. Не нужно допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений. Можно использовать музыкальное сопровождение.

Сервировка стола

Столы накрываются скатертью или салфеткой под каждый прибор, используются элементы украшения стола, учитываются принципы цветового оформления. Нарядно накрытый стол, как известно не только радует глаз, но и способствует хорошему настроению и добрым взаимоотношениям между воспитанниками.

Организация дежурства, выполнение поручений

Дежурство – одна из форм организации детского труда, имеет большую воспитательную ценность и благотворно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка. Это коллективный труд, где двое детей договариваются о распределении обязанностей, работают быстро, слаженно и рационально. Дети могу активно творить: например, украсить столы маленькими вазочками с цветами, красиво разместить бумажные салфетки в салфетницах. Дежурства и поручения организовываются в соответствии с требованиями образовательной области «Ребёнок и общество» раздела «Трудовая деятельность» учебной программы дошкольного образования.

Сопровождение процесса питания

Для четкой организации и эффективного сопровождения питания необходимо использовать материалы стенда «Наше дежурство», картотеки сопроводительных рассказов по организации питания.

Одежда дежурных

Фартук для дежурного ребенка не просто защита от загрязнений, а эмблема исполнителя ответственного задания. Его покрой должен соответствовать вкусам девочек и мальчиков.

Привитие детям культурно – гигиенических навыков

Детям, которые дежурят по столовой (выполняют поручения) нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. 

Оформление блюд

Ребенка — дошкольника интересует не только, что он ест, но и как выглядит пища, как она подана, сколько ее, насколько она ароматна и т.д. Он весьма чутко прислушивается не только к разговорам взрослых о тех или иных блюдах, но и к мнению своих сверстников, поэтому никогда взрослый не должен позволять себе выражать вслух негативное отношение к продуктам питания. Еда должна быть не только вкусной, но и аппетитной, внешне привлекательной. Перед едой воспитатель проговаривает названия блюд, говорит о компонентах блюда. Желательно подачу каждого блюда сопровождать «сообщением» о том, как надо правильно его есть. В чем его основная польза, кто его любит и т.д., выражать уверенность, что все дети хорошо справятся с ним и оценивать результат.

«Презентация» блюд

Педагогу необходимо каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребенком пользу (или ее отсутствие) того или иного блюда, продукта. Эти рассказы должны быть краткими, простыми и яркими, например: «Сегодня мы узнали, как вы подросли, а ведь это молоко (кефир, творог, рыба) помогло вам»; «На прогулке вы бегали очень хорошо – это все овсяная каша»; «Съедим салат из свеклы, и ваши щеки будут красивыми, румяными» и т.д.

Дидактические игры, сюжетные картинки, символы

В старших группах для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы, дидактические игры. 

Сюжетно-ролевые игры

В дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

Сотрудничество с семьей

Педагоги должны оказывать помощь родителям, знакомя их с примерным меню на неделю, принципом его составления, рецептами блюд, особенно тех, которые детям пришлись по вкусу, вести активную работу по пропаганде здорового питания, соблюдения правил столового этикета. 

 
свернуть

Плата за питание

развернуть

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по организации питания в учреждениях образования в 2023/2024 учебном году

свернуть

Денежные нормы расходов на питание

развернуть

Уважаемые родители!

23 августа принято постановление Правительства № 555, которым вносятся изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования».

Длительность пребывания

Возраст

Сумма

10,5 часов в день

1 – 3 года 

3 рубля 59 копеек

3 года – 7 лет 

4 рубля 71 копейки

 

При расчете платы за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питания по причине их отсутствия в учреждении дошкольного образования.

 

свернуть