Инновационный опыт

Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования

Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования       (файл для скачивания)

Государственное учреждение образования "Учебно-педагогический комплекс в 2020 – 2023 гг. реализуется инновационный проект (далее – ИД) «Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования».

Консультантам ИД является:

Смирнова Наталья Викторовна, заведующий кафедрой психологии государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», кандидат психологических наук, доцент.

 

Ведущая идея проекта заключается в разработке единых подходов и требований к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, внедрению наиболее эффективных моделей психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания обучающихся, что позволит успешнее решать задачу организации психологической профилактики и коррекции на ранних этапах.

Исследование позволит выработать согласованные подходы к использованию новых технологий в процессе оказания психологической помощи и повысить ее эффективность.

Таким образом, научная новизна исследования заключается в систематизации процедур оказания психологической помощи участникам образовательного процесса, обосновании модели психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания в различных условиях, совершенствовании системы работы по оказанию психологической помощи.

Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта

Организация деятельности по оказанию психологической помощи – это совокупность методических и психологических мероприятий, направленных на создание условий для результативной профессиональной деятельности педагога-психолога в учреждении образования.

Оказание психологической помощи обучающимся, их законным представителям и педагогическим работникам в нашей стране имеет государственное значение. Кодексом Республики Беларусь об образовании предусмотрена система обеспечения социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи.

Психологическая помощь определяется как комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию.

В настоящее время в республике работают 3452 педагога-психолога в 2987 учреждениях общего среднего образования, координацию деятельности осуществляют 140 социально-педагогических центра.

Однако, несмотря на то, что в отечественной системе образования важное место отводится оказанию психологической помощи, достаточно часто педагог-психолог, приходя в учреждение образования, сталкивается с наследием предшественника из некорректно оформленной документации, разрозненного психологического инструментария, отчетов о неструктурированных, периодически осуществляемых мероприятиях, а также негативной установки педагогического коллектива по отношению к педагогу-психологу.

Таким образом, необходимость осуществления данного проекта обусловлена как потребностью общества в повышении эффективности процесса оказания психологической помощи, так и недостаточной разработанностью темы как на теоретическом, так и на практическом уровне.

Цель инновационного проекта: повышение качества оказания психологической помощи участникам образовательного процесса.

        Достижение цели предполагает решение следующих задач:

внедрить модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования;

внедрить методические рекомендации для социально-педагогических центров и учреждений общего среднего образования по обеспечению взаимодействия в рамках инновационной деятельности;

внедрить единые подходы и требования к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования.

 

Педагог-психолог обеспечивает следующее:

психологическое консультирование участников образовательного процесса;

проведение психологической диагностики психического развития и психологического здоровья обучающихся;

проведение коррекционно-развивающей работы с обучающимися;

психологическую профилактику и психологическое просвещение участников образовательного процесса.

 Мероприятия в рамках проекта:

Диагностические исследования по выявлению несовершеннолетних, склонных к совершению аутоагрессивных и суицидальных действий.

Психосоциальное анкетирование обучающихся V-XI классов на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов

Диагностическое исследование обучающихся V класса с целью определения уровня адаптации к обучению в среднем звене школы.

Диагностическое исследование обучающихся І класса с целью определения уровня адаптации к обучению в школе.

 

Психолого-педагогический семинар по профилактике депрессивных и суицидальных намерений у несовершеннолетних «Подростковый суицид или крик души» 

Тренинговое занятие по профилактике зависимости подростков от психоактивных веществ «Я вне зависимости».

Психологический практикум для родителей детей старшего подросткового возраста «На стороне подростка».

Тренинг для классных руководителей «Буллинг в подростковой среде».