Инновационные идеи

В предоставленных материалах содержится описание системы работы государственного учреждения образования « Жодишковская средняя школа» по внедрению модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ. Рекомендации адресуются руководителям школ, учителям, классным руководителям для решения проблемных вопросов воспитания, обучения и формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ.

 

Модель формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ

Современной Беларуси нужен профессионал нового типа – человек, обладающий высоким уровнем предпринимательской культуры, отличающийся от других людей своей энергичностью, творчеством во всех сферах деятельности, ярко выраженными организаторскими способностями, стремлением  способствовать личному преуспеванию и росту богатства страны. Истинное предпринимательство базируется на социальных мотивах и благородных помыслах. Достижение идеальных образцов этой деятельности станет возможным, если основы предпринимательской культуры будут формироваться уже в школьные годы.

Предпринимательская культура не может быть результатом механического накопления знаний, умений и навыков. Она предполагает развитие всех сторон личности – когнитивной, эмоциональной и волевой – и выражается в совокупности компетенций – общекультурных, профессиональных, личностных. Предпринимательская культура складывается из нескольких компонентов:

экономического (знание законов рынка, профессионализм, ориентация на перспективу, бережное отношение к орудиям труда),

социального (умение выстраивать конструктивные отношения с различными государственными и частными структурами, конкурентами, использовать социальные механизмы для привлечения новых ресурсов в производство, заинтересованность в дальнейшем улучшении не только собственной, но и окружающей жизни, овладение различными социальными ролями, развитие коммуникативных навыков, менеджерские способности),

психологического (креативное мышление, наличие выраженных предпринимательских намерений, мотивация успеха, достижения, психологическая устойчивость, решительность),

этического (человеческое достоинство, совестливость, стремление к получению прибыли честным путём, готовность к благотворительной деятельности),

педагогического (уважение к людям, понимание абсолютной ценности человеческой жизни, стремление создавать условия для реализации творческого потенциала сотрудников, стимулировать состязательность).

Предпринимательская культура, формируемая в системе сетевых бизнес - сообществ, есть интегральная целостность, система предпринимательских компетенций, динамика которых и определяет ее функциональность. 

Сетевое взаимодействие учреждений образования – это инновационное направление развития образования, предполагающее становление и развитие нового типа отношений между участниками сети, превращающее их в партнеры. Условиями для сетевого взаимодействия учреждений образования является информационно-коммуникативная среда, а также социально-педагогическая инфраструктура.

 

Итоги диагностики по результатам инновационной деятельности свидетельствуют об высоком уровне   сформированности предпринимательской культуры обучающихся, исходя из ценностно-смыслового, деятельностно-коммуникативного, операционно-тактического компонентов. Для большинства учащихся характерен высокий уровень предпринимательской культуры (71%). Он выражается в наличии устойчивого комплекса ценностных отношений, социально-ориентированных аспектов предпринимательской деятельности, сформированности методологического аппарата предпринимательской культуры, широкой информированности в сфере экономической теории, развитой рефлексивности, навыков самоанализа и самокоррекции. Учащиеся владеют коммуникативными навыками деловых отношений, высокой возможностью использования экономических знаний для решения задач, информационными технологиями, опытом работы с разными потоками информации.

Материалы могут быть полезны руководителям и педагогическим работникам учреждений общего среднего образования, деятельность которых направлена на формирование у учащихся предпринимательской культуры.