Модель формирования предпринимательской культуры через организацию сетевых бизнес-сообществ
В Беларуси предпринимательская культура находится еще на стадии становления и развития, поэтому представляет из себя синтез западных и отечественных традиций. В условиях развития и становления рыночных отношений, как показывают исследования ученых, предоставление одной только экономической грамотности обучающимся недостаточно, необходимо их обеспечить эффективными практиками, главной целью которых является развитие в молодёжной среде экономических компетенций и патриотических настроений.
Справочно: Понятия "предпринимательство", "предприимчивость", "предпринимательская культура" до недавнего времени не входили в тезаурус педагогической науки. Однако сейчас они являются частью ее активного словаря.
Значительный вклад в научное обоснование предпринимательской культуры и разработку практических рекомендаций внесли отечественные ученые. Теоретико-методологические основы экономической социологии и социологии труда, анализируемых в контексте основных социально-экономических законов, нащли отражение в работах Н.Г.Соколовой, проблемы обучения предпринимательству современных обучающихся - в работах Л.И.Шумской. С.Б.Савелова исследует вопросы управления развитием ключевыми практиками учащихся как условия формирования их ключевых компетенций в деятельности школьного сообщества. Работы Л.Н.Давыденко посвящены вопросам формирования культуры личности учащихся в процессе экономического образования и воспитания. М.А. Краснова занимается изучением особенностей функционирования ученических бизнес-компаний. Научные публикации Г.Ф. Бедулиной посвящены формированию предпринимательских компетенций сельской молодежи в условиях социального партнерства.
Определение предпринимательской культуры: это интегративная способность личности создавать, организовывать, осуществлять инновационные проекты, приносящие социальную пользу и экономическую прибыль, обеспечивающие полноценную самореализацию.
Признаки предпринимательской культуры личности, которые включают «увлеченность своим делом, предприимчивость как способность к предвидению, прогнозированию, «профессиональное чутье», самостоятельность и нестандартность мышления, новаторство в достижении целей, смелость и изобретательность, деловитость и практичность, высокий уровень овладения информационными технологиями, требовательность к себе и другим, умение работать в команде, развитое чувство ответственности, верность слову.
Основу модели представляют сетевые бизнес-сообщества «Учащиеся-студенты», где студенты оказывают наставническую и тьюторскую помощь в процессе формирования предпринимательской культуры учащихся
Справочно: В научной теории понятие виртуального (online-сообщества) было введено антропологом, теоретиком и практиком в области образования Э. Вингером. По его мнению, сетевое сообщество представляет собой группу людей, связанных профессиональным интересом и общающихся большей частью через интернет. Площадкой для общения выступают специальные web-сайты, социальные сети, форумы и т.д. Отмечается тенденция, при которой сообщества становятся все более мобильными, а их участники взаимодействуют друг с другом буквально «на ходу».
Виртуальные бизнес- сообщества обеспечивают важной информацией участников, которые хотят и нуждаются в рекомендациях, указаниях, советах, идеях и инновациях. В сфере образования эти виртуальные пространства используются для передачи информации и позволяют лицом к лицу виртуально взаимодействовать студентам и учащимся.
Структура модели по формированию предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ «учащиеся – студенты» заключается в формировании предпринимательской культуры обучающихся и направлена на высокий уровень сформированности предпринимательской культуры, аккумулирующей ценности, мотивы, основы экономических, потребительских знаний, ориентацию в профессиях, связанных с предпринимательской деятельностью, опыт культуры общения со взрослыми и сверстниками в информационном пространстве сетевого бизнес-сообщества «учащиеся - студенты».
Цель находит свое конкретное выражение в принципах сетевого информационного взаимодействия (СИВ). Принцип интеграции предполагает построение знания или создание нового. Реализация принципа погружения учащихся в сложные задачи и вопросы, включение их в творческий процесс способствует развитию критического мышления, формированию умений решать проблемы. Принцип открытости (потенциально неограниченное число участников, обладающих различными точками зрения и стилями обучения и мышления, имеющими различный опыт и устремления) даёт возможность учащимся привнести всё это разнообразие идей и опыта и поделиться ими с другими.
Принцип единства целей представляет согласование действий субъектов сети для достижения общих целей по формированию предпринимательской культуры обучающихся и возникает при условии совместной распределенной деятельности. Принцип пространственности предполагает возможность осуществления многообразия горизонтальных и вертикальных взаимодействий в сети, необходимых для выстраивания прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей между участниками СИВ.
Гуманистическая сущность выражена в принципе поддержки учащихся в процессе сетевого взаимодействия. Реализация принципов СИВ обеспечивает целенаправленное сетевое взаимодействие и непрерывный рост инновационного потенциала его участников.
Организационный компонент включает педагогико-технологические условия, позволяющие эффективно формировать предпринимательскую культуру обучающихся. К ним относятся создание информационного пространства сетевого бизнес-сообщества и формирование банка сетевых ресурсов, наличие механизмов, инфраструктуры для организации, сопровождения СИВ, методическая поддержка педагогов по вопросам предпринимательской культуры, дистанционная поддержка учебного процесса и организация сетевых мероприятий в рамках проекта. Процессуальный компонент включает блоки «Актуальные тренды СИВ» и «Методические ресурсы».
Основу модели составляет блок «Актуальные тренды СИВ», который имеет следующую структуру: сетевые бизнес-сообщества «учащиеся и студенты», технологии образовательной миграции и образовательного аутсорсинга, обновленные партнерские связи и составляющие предпринимательской культуры. Создание сетевых бизнес-сообществ «учащиеся-студенты», где студенты будут оказывать тьюторскую помощь в процессе формирования предпринимательской культуры школьников, будет способствовать:практическому использованию полученных знаний и навыков студентов-экономистов, что позволит быстро реагировать на потребности целевой аудитории, оперативно получать обратную связь от участников инновационных площадок, совместить групповое обучение и индивидуальный подход; профессиональному самоопределению обучающихся с позиций экономической целесообразности и личностно-профессиональной готовности к успешной самореализации; появлению идей для саморазвития и формирования новых взглядов и нетиповых решений формирования предпринимательской культуры; обеспечению информационной поддержкой и сопровождением в поиске предпринимательской идеи; разработке и продвижению социальных бизнес-проектов, проведению маркетингового исследования, поиску социальных партнёров; формированию у обучающихся понимания юридической ответственности за ведение собственного бизнеса и этических норм профессиональной предпринимательской деятельности.
Важной составляющей блока является освоение и внедрение современных педагогических и организационных технологий внутри локального инновационного поля и между всеми учреждениями, участниками проекта, студентами БГЭУ на основе образовательной миграции и аутсорсинга. Технология образовательной миграции всеми участниками проекта позволит наиболее полно и наглядно познакомиться с учреждениями образования, участниками сети, и их ресурсными возможностями.
Блок «Методические ресурсы» включает дистанционные курсы,
научно-исследовательскую работу (интернет-конференции, онлайн-дискуссии, интернет-опросы), широкий спектр онлайн-инструментов и услуг (тренинги, моделирование, «каникулярные школы бизнес-образования молодежи», «учебно-предпринимательские фирмы»).
Результативный компонент определяет высокий уровень сформированности предпринимательской культуры, аккумулирующей ценности, мотивы, основы экономических, потребительских знаний и ориентацию в профессиях, связанных с предпринимательской деятельностью, опыт культуры общения со взрослыми и сверстниками в информационном пространстве сетевого бизнес-сообщества.
Диагностический инструментарий
Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности
Критерии |
Показатели |
Диагностический инструментарий |
Личностный компонент |
Направленность личности (социально значимые смысложизненные ориентации; развитая социальная мотивация, система личностно и социально важных духовных потребностей). Интеллектуальные умения и способности (критичность, самостоятельность, аналитичность мышления). Эмоционально-волевые и морально-этические качества личности (самостоятельность, организованность, самоконтроль). |
Наблюдение, анкета «Лидер ли я», лидер-тест «Ваши лидерские способности» (по Е.Жарикову, Е.Крушельницкому) |
Когнитивный компонент |
Экономическая обученность. Объем и системность потребительских знаний. Правовая и экономическая грамотность в сфере поведения потребителей. |
Тест «Экономическая культура», анкета «Компоненты предпринимательской культуры обучающихся» |
Операционный компонент |
Готовность к самопроектированию, самоанализу, конструктивность отношений с окружающими, равноправность партнеров, непосредственное взаимодействие с совокупностью социальных систем, ориентация в профессиях, связанных с предпринимательской деятельностью. |
Анкеты для учащихся «Стили педагогического взаимодействия», «Определение склонности к типу организационной культуры», диагностики «Знаковый рисунок», «Дерево взаимоотношений, «Незаконченное предложение» |
Повышение профессионального уровня педагогов |
Повышение уровня экономической культуры, повышение показателей качества образования учащихся, эффективное управление познавательной деятельностью учащихся, направленной на формирование предпринимательской культуры, усвоение принципов финансовой этики и понятия сбережения. |
Опрос, посещение занятий, анкета «Оценка потребности педагогов в развитии и саморазвитии» |